Мячи-гремушки
Народная игрушка, её искусство и ремесло тесно связаны
с православной культурой, с художественной жизнью монастырей. Сергиев Посад -
центр православия и историческая столица русской игрушки. Это уникальное и
символическое слияние. Промысел Сергиевской игрушки развивался рядом с
Троице-Сергиевым монастырем. У истоков этого богоугодного дела народ поставил
самого Сергия Радонежского. Сквозь столетия прошло предание о том, что
Преподобный собственноручно резал деревянные игрушки, одаривая ими детей
прихожан Троицкой обители.
Сергиевская игрушка - уникальный сплав живого
народного творчества с монастырской художественной культурой, переплав
православных художественных традиций по законам традиций фольклорных. Именно
эта воспреемственность определила расцвет и высокий профессионализм искусства и
ремесла Сергиевской игрушки в 19 веке.
Мяч —
древнеславянское слово. В разных славянских языках оно созвучно: в украинском -
мяч и в белорусском тоже мяч, болгарское мечка значит "хлеб с сыром в
форме шара", а сербохорватское меча - "что-либо мягкое, мякиш
хлеба". Лингвисты полагают, что старейшее значение слова "мяч",
по-видимому, "мякиш, мягкий шар, предмет, который можно стиснуть,
сжать" -от корня *текъ-, *текъкъ - мягок, смякать.
Отголоски древнего звучания долго сохранялись в
русском языке, в разговорной речи. В народе до сих пор говорят вместо мячик -
мячек, а еще ранее было "мечик". В трудах историка И.Е. Забелина,
изучавшего царские описи 17 века, можно прочесть такую запись: "Мечики
появлялись у царевен очень рано. Въ 1627 г. Авг. 22, когда царевнъ Иринъ Мих.
исполнилось всего только четыре мъсяца, для нея было изготовлено семь
сафьяновыхъ мечиковъ съ бубенчиками внутри".
В разных этнокультурных традициях мяч заслужил
всевозможные прозвища, меткие и образные. Болгары называют его топка, поляки -
пилка, словены - крогла, хорваты -лота, почти как лапта, старинная русская игра
с мячом.
В России тряпичные мячики звали шитки, исходя из
способа их изготовления, - шитья из тряпок. Ручной мяч кликали и
"попинухой" - от действия с ним в игре ногами: попнуть,
пинать. Известно множество традиционных игр с мячом, бытовавших повсеместно в
детском сообществе ещё в середине 20 века. Поднебески, свечки, хватки, в подкидку,
в перекидку, перевёртышки, катыши, колеса, пришлёпы, пятнашки, круговая лапта -
эти старинные названия из детства ещё помнят люди старшего поколения.
"Мячевые" игры развивали силу и ловкость рук, меткость глаза,
быстроту реакции. Полезность такого подвижного тренинга обеспечивала долгую
жизнь и спутнику игр, мячику - летучке, сохраняясь в детской игровой культуре
сотни лет.
Игры с мячом знали ещё в Древней Руси. Об этом
свидетельствуют археологические находки. При раскопках Новгорода, Пскова, Москвы
и других древних городов в слоях 10-16 веков найдено множество кожаных мячей.
Только в 50-е годы 20 в. новгородские археологические экспедиции обнаружили 120
мячей: тогда впервые стало известно о широком распространении в русском быту
среди детей и взрослых игры в мяч. Добротное качество исполнения кожаных мячей
говорит о том, что их делали ремесленники - сапожники. А в 15-16 веках
появились даже специальные мастера по изготовлению мячей - мячники.
Шили мячи разных размеров. Малые мячики, вероятно,
служили для игр типа лапты. Мячи большого диаметра от 15 до 20 см могли
использовать для игр, подобных современному футболу и волейболу.Старинные мячи
сделаны из хорошо продубленной кожи, что предохраняло изделие от намокания. Они
состоят из трёх деталей. Выкраивали два одинаковых кружка диаметром от 2 до 15
см и прямоугольную полоску кожи, равную по длине окружности заготовок. С ней
сшивался сначала один кружок, а затем - второй. Через оставленное небольшое
отверстие мяч туго набивали шерстью, мхом или кострикой. Детали сшивались между
собой выворотным или потайным швом, для прочности мастера использовали еще
узкие ремешки-прокладки, украшенные иногда тонкими серебряными нитями.
Бытовали раньше и мячи необычной цилиндрической формы,
которые, очевидно, катали во время игры типа "катание яиц".
Более совершенную форму шара имеют кожаные мячи 18
века. Они сшиты потайным и украшены верховым декоративными швами из 8
одинаковых частей в виде равносторонних треугольников. Со всех сторон мяча
читается узор - равноконечный крест в круге - вполне вероятное отражение в
игрушке древней символики солнца и земли.
В русской традиции 19 века бытовали кожаные мячи,
скроенные из эллипсообразных ластовиц. Сшитую оболочку размачивали в воде и
набивали овечьей шерстью, нитками, куделью, конским волосом. После высыхания
мяч превращался в ровный плотный шарик.
В деревнях делали также мячики, плетённые из лыковых
или берестяных ремешков, красивые и лёгкие. Иногда внутрь насыпали песок или
заплетали комок глины - такой мяч "с тяжестью" дальше летел и годился
для игры ногами.
Повсеместно в России дети играли в шерстяные мячики.
Овечью шерсть сначала скатывали в руках в плотный клубок, затем бросали в
кипяток и оставляли там на полчаса. Сжавшийся шарик снова катали в руках, пока
он не станет твёрдым, "как дерево". После просушки выходил
замечательный упругий мячик, не уступавший прыгучестью резиновому сопернику.
Тряпичные мячики тоже были в самом широком
употреблении. Мастерили их разными способами.В Тульской губернии делали
скрученные мячики. Остатки цветных тканей или старую одежду разрывали на
полоски шириной "с палец" и туго скручивали в клубок. Между собою
полоски не сшивали и не связывали, а просто накладывали одну на другую при
сматывании. Кончик заправляли за предыдущий слой ленты. Получался твёрдый и
прыгучий мячик - клубок. Такие игрушки дети катали по полу, сидя друг против
друга и расставив ноги. В уличных играх подбрасывали мяч вверх, разматывая его
за кончик. Выигрывал тот, кто при полёте мяча сможет размотать более длинный
кончик ленты.
Происхождение клубковых мячей скорее всего связано с
тканьём половиков и вязанием лоскутных ковриков, для чего полоски разноцветных
тканей сматывали в клубки. Естественно, разноцветные тряпичные шарики вызывали
у детей желание превратить их в любимую игрушку. Потакая ребенку, взрослые
стали делать клубковые мячики. Их скручивали гораздо туже и ровнее, добиваясь
круглой формы и прыгучести шарика.Повсеместно встречались и сшитые тряпичные
мячики, набитые ветошью, шерстью, куделью. Они повторяли конструкции старинных
кожаных мячей. И в то же время с распространением фабричных тканей игрушки
превращались в художественные изделия лоскутного шитья. Здесь-то и проявилось
искусное умение монастырских насельниц, которые несли культуру рукоделия в
народ.
Мячи-погремушки. Диаметр 8;
6,6; 9,6 см. Начало 20 в. Лоскут, мох, фольга, канитель, вышивка. Покровский
Хотьков женский монастырь и мячик-погремушка. Россия. Конец 18 века.
Хлопчатобумажная ткань, фольга, трунцал. ГИМ.
Лоскутный мячик-погремушка из фондов ткани Государственного
Исторического музея (ГИМ), - вероятно, самая старая из всех сохранившихся
игрушек подобного типа. Происхождение редкого экспоната неизвестно. Однако,
судя по оригинальной конструкции мячика-погремушки, подбору тканей и манере
украшения игрушка была исполнена монахинями Хотькова Покровского монастыря. Их
изделия расходились по всей России, радуя детей разных сословий. Таким мячиком
вполне мог играть и маленький Пушкин. Не случайно в экспозиции Государственного
музея А.С. Пушкина в Москве находится такой "хотьковский" мячик,
реконструированный реставратором И. Грековой по подлиннику из Музея игрушки в
Сергиевом Посаде.
МЯЧ - ПОГРЕМУШКА
Хотьковские мячи-погремушки. Диаметр 8 и 9 см. 2008 г. Г. Осиненко,
Хотьково.
Традиционный монастырский мяч набивается мхом. Мох
заготавливают летом, высушивают на чердаке или в сарае, но не на жарком солнце,
чтобы стебли не стали слишком хрупкими и ломкими, а сохраняли упругость.Для
изготовления мяча нужно 12 подушечек. Подобрав лоскутки ситца или сатина,
сошьём квадратной формы мешочки (4x4 см.; 5x5 см.) и вывернем их лицевой
стороной. Затем приготовим набивку - 12 моховых подушечек того же размера, что
и мешочки. Свернув небольшой пучочек стеблей мха, перевяжем его крест-накрест
обычными швейными нитками, поместим в мешочек, стараясь заполнить углы, и
зашьём подушечку наглухо.
Готовые подушечки сшиваем верховым швом " через
край" с изнаночной стороны: сначала по 4 шт. вместе, а затем соединяем
"верх" и "низ" мяча, вшивая между ними остальные четыре
подушечки. Перед тем как пришить последнюю подушечку, внутрь мяча можно поместить
камеру с камешками или горохом, свёрнутую из бересты или картона, - для
звучания погремушки.
Швы между
подушечками прикрываем тесьмой, шнуром, скрученными цветными нитками, завершив
перетяжку мяча петелькой - для подвешивания игрушки. Для окончательной отделки
формы в центр каждой подушечки прикрепляем декоративным швом кусочки фольги,
цветной бумаги или лоскутики лёгкой ткани. Украшением могут служить и бисер,
пуговицы, бусинки - это зависит от вашего вкуса и фантазии. Получится красивый
многогранный мяч - произведение лоскутной пластики.
Использован материал из книги
— Галина Дайн «Лоскутный мячик»
Комментариев нет:
Отправить комментарий